"Оскал" власти в сторону вузов
5 января 2006 года
Чтобы не быть голословным, приведу формулировку концепции Конгресса США, которая легла в основу программы экстренного прорыва в образовании в этой стране (ее в 1963 году предложила комиссия конгресса, расследовавшая причины удивившего весь мир выхода СССР в космос; а причиной оказалась отличная система высшего образования в тогда еще нашей стране): "Благосостояние нации и обороноспособность страны определяются сейчас вовсе не сырьем, не минеральными и другими природными ресурсами и даже не капиталом. Решающим источником экономического роста все более становятся знания, а также индивидуальная и общественная способность их использования. Носители и генераторы новых знаний - ученые, инженеры, конструкторы, врачи, педагоги и другие специалисты. Поэтому центр тяжести в политическом, военном и экономическом противостоянии мировых держав все сильнее смещается в сферу высшего образования. Страна, не обладающая системой образования, способной подготовить кадры высшей квалификации, неизбежно отстает в технике и технологии. В политическом соперничестве она не имеет шансов на успех".
Я думаю, комментарии излишни, так же, как и ясен ответ на хрестоматийный вопрос: на кого работают те, кто отдает народные деньги на укрепление иностранных вузов.
США в реализацию упомянутой выше образовательной программы сразу вложили 30 млрд. долларов и быстро вырвались вперед. Затраты страны, на которую мы так "успешно" равняемся (а раньше успешно соперничали в оборонном могуществе), на образование с той поры стали значительно опережать по темпам (12 - 15% в год) все другие расходные статьи бюджета, и еще в 1989 году они превысили в абсолютном выражении военный бюджет. При этом США не приостановили весьма практичную политику "скупки умных голов", ставшую особенно эффективной после развала СССР.
Едва ли следует обвинять наших чиновников в недальновидности в отношении близких им интересов, т.е. личных - ведь бюджетный "пирог" всегда притягателен для раздела. Но их аргументы в пользу заграничного образования убийственны своим невежеством: "наши вузы хороши как закладчики фундаментальных знаний", "но у нас студентов не учат решать конкретные задачи, принимать решения в конкретных кризисных ситуациях".
Да будет вам известно, дорогие наши минобрруководители, что главными чертами современного образовательного процесса в мире являются фундаментализация, индивидуализация и гуманизация. А основа материально-технической базы образования - это компьютерные информационные и обучающе-контролирующие системы. Так сколько же компьютеров приобретут на 100 млн. татарстанских рублей западные вузы? А как они вас за это отблагодарят!
Напомню, что государственные вузы РТ (они почти всe - федерального подчинения) получают из бюджета РФ в десятки раз меньше, чем в советские времена, когда, по выражению академика Вернадского, "культурный уровень руководства страны был ниже среднего культурного уровня народа" (но, по-моему, ответственность перед народом была выше!). Что касается финансового вклада РТ в эти вузы (а ныне практически все выпускники остаются работать у нас же), то она ничтожно мала, если и есть.
Возвращаясь к фундаментальности образования, должен высоким чиновникам напомнить, что уже давно установлено, что вуз готового инженера выпустить не может и не должен (таковым он станет через 2 - 3 года работы), дело вуза - дать ему фундамент для этого. Узкий специалист входит в жизнь с большой скоростью, а специалист с фундаментальным образованием - с большим ускорением. И обгоняет первого через 2 - 3 года.
Что касается неумения наших студентов решать конкретные задачи, то вот ответ американского бизнесмена на вопрос, почему он берет на работу русских инженеров (см. журнал "Деловые люди" за 1995 год): "Они (инженеры из России) обладают широким образованием и мышлением; умеют находить выход из самых критических ситуаций, тогда как наши (американские) мыслят узко, стандартными вариантами; им можно меньше платить". (Ну, к этому нас приучили давно!)
А разве президент нашей республики Шаймиев - выпускник KCXИ - не проявил за многие годы работы на производстве лучшие черты советского инженера, крупного руководителя и государственного деятеля, умеющего находить выход из самых сложнейших ситуаций!
Конечно, наши вузы, находящиеся на задворках бюджета страны, униженные нищенской зарплатой своих профессоров и кандидатов наук (не превышающей зарплаты домработницы в семье рядового судьи), начинают хиреть и стареть, так как для талантливой молодежи они перестали быть привлекательной сферой деятельности. А на старых дрожжах далеко не уедешь - кадровый инженерный голод в промышленности, строительстве и других производственных отраслях РТ уже начинает ощутимо проявляться. Правда, финансистов, экономистов, маркетологов, логистов и др. становится все больше, в том числе с загранстажировкой, но не они обеспечивают развитие науки, техники и технологий, не они готовят основные кадры для науки, культуры и производственных отраслей республики!
А пример стремительно развивающихся в последние 10 - 15 лет стран Югo-Восточной Азии (от Китая и Вьетнама до Малайзии), где высшее образование стало приоритетом и в каждом государстве, и в каждой семье, где лозунг "хорошее образование сегодня - процветание завтра" стал реальностью! Там цели власти и народа неразделимы и надежное будущее страны обеспечено.
Деньги, вложенные в образование, приносят первые плоды лишь через 10 - 15 лет, а в полной мере оправдывают себя через 20 - 25 лет. У нас же считают лишь "короткие деньги", а миллиарды Стабилизационного фонда уходят из экономики России за рубеж. Теперь к ним добавятся 100 млн. рублей из бюджета РТ.
Восточная мудрость, обращенная к правителям, гласит: "Если вы думаете на год вперед - посадите семя, если вы думаете на 10 лет вперед - посадите дерево, если вы думаете на сотни лет вперед - дайте образование народу". На сколько же лет вперед думают наши правители?
Казань была третьим в России центром образования, культуры и науки, городом, чьи вузы, во главе с КГУ, составляли гордость страны и в советские времена. Обидно, что нынешняя эпоха не дает нашим потомкам оснований для гордости, подобной той, что оставили нам наши предки своими делами.
Вадим ХОЗИН, профессор, завкафедрой технологии строительных материалов, изделий и конструкций КГАСУ (КИСИ).
"Вечерняя Казань"